Советы по письму - 27 Ноября 2010 - Блог - Персональный сайт
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 06.12.2016, 17:20

3 Г класс гимназия 7 г.Мурманск

Меню сайта
Внимание!
Осталось...
Проверь себя!
Словари русского языка
www.gramota.ru
Наш опрос
Нужен ли сайт класса?
Всего ответов: 331
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Праздники
Наши гости
Форма входа

Блог

Главная » 2010 » Ноябрь » 27 » Советы по письму
22:16
Советы по письму

Письмо

Очень напряженная работа ожидает детей и родителей во время обучения письму. Обычно в классах не более 1/3 учащихся относительно легко справляются с этой задачей.

Мы не будем с вами касаться исторических вопросов чистописания, критиковать различные способы обучения. Мы постараемся разобраться, какие наиболее простые способы доступны родителям, чтобы помочь ребенку выработать красивый разборчивый почерк. Коснемся некоторых методических особенностей, применяемых в современной школе.

Помните, что при обучении письму должна быть строгая мера (как и при других умственных и физических нагрузках на малышей). Нужно учитывать особенности его физического развития, в частности то, что рука ребенка растет, а поэтому фаланги пальцев, кости запястья, окончания кончиков пальцев имеют много хрящевых соединений. Поэтому рука быстро устает, нуждается в отдыхе.

Кроме нагрузки на руку, ребенок долго вынужден сохранять практически одну и ту же позу, тогда как при чтении, занятии математикой, пением можно и привстать, повернуться.

Это и нагрузка на глаза, потому что смотреть приходится в одном направлении, почти что в одну точку. Поэтому не забывайте делать гимнастику для глаз.

Особенности строения детской руки приводят к тому, что при письме рука может подергиваться, пальцы дрожат во время письма и др. Тут можно помочь не тем, что ребенка заставляют по нескольку раз писать одно и то же, а дать возможность больше заниматься ручным трудом — лепкой, конструированием, работой с бумагой и т. д.

Обратите еще раз внимание на рабочее место ребенка, высоту стола и стула: не приходится ли ему тянуться вверх, чтобы написать строчку или, наоборот, сгибаться в три погибели из-за того, что высота стола находится чуть ли не на уровне коленок.

Правильно подберите ручки, карандаши для вашего ребенка. Они не должны гнуться, быть слишком толстыми или тонкими для его пальчиков. Постарайтесь выбрать ручку без различных рельефных выступов, ведь даже ножка от колпачка, упираясь в сгиб между большим и указательным пальцами, давит, мешает писать. А на кнопочку так хочется нажать, немножко пощелкать, чтобы на тебя обратили внимание.

Ребенка нужно научить правильно держать ручку: ее удерживают три пальца — большой, указательный, средний. Ручку нельзя сильно зажимать — нередко у ребенка аж белеют кончики пальцев. Рука будет меньше уставать, если во время работы пальцы будут слегка вытянуты и указательный, придерживая ручку или карандаш сверху, не будет прогибаться. Приучите ребенка держать ручку не ниже, чем за 1,5—2 см до носика стержня. Если же он об этом забывает, пометьте этот уровень тоненькой полоской изоленты.

Следите, чтобы тетрадь лежала правильно: середина рабочего листа чуть правее середины груди ребенка; левый нижний угол слегка опущен, а верхний правый приподнят. При таком положении ребенку не нужно тянуться к началу или концу строки, легче соблюдать правильный наклон букв, рука свободно продвигается в нужном направлении.

Очень часто родители допускают много промахов из-за того, что не знают школьных требований к ведению тетради. Изложены они в специальном инструктивном письме «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и к проверке тетрадей».

Писать в тетрадях аккуратным, разборчивым почерком.

Единообразно выполнять подписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, по математике...), класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика.

Тетради учащихся 1-го и 2-го классов (в первом полугодии) подписываются учителем.

Соблюдать поля с внешней стороны страницы.

В 1-м классе дата работ по письму и математике не пишется. Во 2—4-х классах обозначается время выполнения: число арабской цифрой, а название месяца — прописью.

В тетради необходимо обозначать номер упражнения, задачи, указать, где выполняется работа (классная или домашняя).

Начиная писать текст упражнения, дети должны соблюдать красную строку, или абзац.

Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях по математике — 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

Ученик должен исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией, часть слова, предложения — тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные записи в скобки.

Подчеркивания аккуратно выполнять карандашом, а в случае необходимости — с применением линейки.

Тетради учащихся, в которых выполняются классные и домашние работы по русскому языку и математике, проверяются учителем после каждого урока у всех учеников. Письменные работы в 1-м классе и в первом полугодии 2-го класса не оцениваются по балльной системе, а применяются различные средства поощрения.

Какие правила должен выполнять ученик 1-го класса при письме в тетради:

  • Буквы или их элементы нужно писать с одинаковым наклоном.
  • Расстояние между элементами букв, отдельными буквами или в словах должно быть одинаковым.
  • Нужно писать красиво.

Во 2-м классе эти требования дополняются:

  • Буквы в словах должны быть одинаковые по высоте.
  • Буквы в слогах пишутся безотрывно.
  • Писать нужно красиво и быстро.

Под красивым письмом подразумевают письмо без помарок, многих исправлений, с соблюдением полей, не обводить буквы несколько раз, писать с одинаковым наклоном, соблюдать ровную строку, стараться, чтобы написанное было похоже на написание в прописях.

Проверяя работу ребенка, постарайтесь, чтобы он сам нашел ошибку, сличил с прописями.

В школе написание букв начинают с их элементов. Каждую букву можно разбить на составные части. Тогда вы увидите, что элементов не так много и что большую роль в написании играет их соединение и компоновка.

Для того чтобы не так однообразна была отработка навыков написания самих элементов (а при необходимости исправить почерк, приобрести большую скорость письма), используют упражнения для чистописания.

Нужно помочь ребенку осознанно писать буквы, т. е. уметь видеть, из каких элементов они собраны. Это помогает избежать некоторых ошибок и способствует более легкому их исправлению. Так, помогите ему увидеть, что в каждой букве есть основной элемент — прямой штрих на себя и вспомогательный (соединительный) — движение от себя с изгибом, наклоном. Используя это, научите ребенка писать под счет: элемент на себя — счет раз, два, три... от себя — счет раз, два, три. При этом он будет более уверенно вести буквы, плавнее и ровнее выполнять соединения.

На черновике можно последний элемент в буквах не дописывать синей пастой, а доводить другой. Это поможет исправить ошибки такого типа.

Проведите тонкую карандашную линию параллельно строке на уровне перехода наклонной палочки к соединению в буквах р, п, т, к.

При письме буквы б, д, в, у часто «падают», наклоняются. Попросите ребенка пожалеть букву и дать ей тросточку.

Мы обратили внимание лишь на некоторые ошибки детей при письме. Основную помощь вам окажет учитель. Не забывайте только интересоваться у него успехами или неудачами своего ребенка.

Чем отличается письмо детей, которых мы называем левшой? Какие предъявляются требования к ним?

Ни в коем случае не старайтесь из левши сделать «правшу». Пристрастие работать левой или правой рукой идет через всю центральную нервную систему, и насильное изменение может привести к неприятным проблемам.

Обратите внимание на то, что рабочее место такого ребенка должно стать зеркальным изображением того, о чем мы говорили. Свет обязательно должен быть с правой стороны.

Обязательно предупредите учителя о том, что ваш ребенок левша, чтобы его не заставляли писать правой рукой.

Тетрадь у леворуких детей должна лежать с наклоном вправо: так удобнее совершать движения руки при письме.

Наклон букв у этих детей будет не вправо, а влево. Поэтому и образцы прописывать нужно так же.

Не забывайте, что дети младшего школьного возраста часто подражают окружающим, так как почти никто из них не хочет отличаться от других. Поэтому и ваш ребенок может подражать остальным детям, писать, как они. Не хвалите его за это, а объясните, что он должен делать по-другому.

Связана ли грамотность письма с красотой и правильностью почерка? Как это не удивительно, в ходе исследований было замечено, что если у ребенка крупный почерк, то он допускает больше орфографических ошибок, чем тот, у которого почерк более мелкий.

Если у вас возникла такая проблема, постарайтесь сделать дополнительную разлиновку в тетради, чтобы какое-то время ограничивать не только высоту, но и ширину букв.

Если ребенок старается писать слишком быстро, он может пропускать части букв, соединений. В этом случае хорошо научить его писать под счет (см. выше).

Часто встречаются пропуски букв и гласных, и согласных. Например:

см — вместо сом

лв — вместо лев

кнга — вместо книга.

Пропускают и согласные буквы:

вешака — вместо вешалка

стеко — вместо стекло

кига — вместо книга.

Попробуйте некоторое время диктовать ребенку слова так, чтобы он не спеша успевал писать за вами. Для этого вам нужно «петь», тянуть буквы:

ко-о-о-з-зы

бу-у ук-к-кв-в-а

д-о-о-м.

В этом случае ребенок успевает хорошо услышать все буквы в словах. Когда ребенок начнет писать быстрее, «распевку» можно будет сократить.

Научите ребенка самого диктовать себе слова во время письма, во время проверки. Так ребенку будет легче правильно написать слово или обнаружить сделанную ошибку.

Чем старше становится ученик, тем больший объем материала ему приходится запоминать. Кроме того, ему приходится учить много грамматических правил, которые должны помочь в работе.

Обычно дети добросовестно учат правила и подбирают к ним соответствующие примеры. А как только наступает письмо под диктовку или какая-нибудь творческая работа — словно это правило и в глаза не видели, и появляются ошибки в самых простых словах. Это обычно происходит из-за того, что ребенок не может найти связи между многими словами, а если слова употребляются с разными смысловыми оттенками или как многозначные, ребенок каждый раз воспринимает их как новые слова. Например, слово лесной:

лесной воздух, лесной житель, лесные растения, лесные дары;

песок: речной песок, сахарный песок, с песком, в песочнице...

Что можно сделать в таком случае? Во-первых, не забывайте про словесные игры. Продолжайте «собирать» похожие слова в тексте.

Во-вторых, чаще обращайте внимание ребенка на то, что многие слова стоит не просто запоминать, а следует найти их «родню».

Дети должны читать тексты, богатые описанием разных явлений, картин живой и неживой природы, предметов.

Очень образны произведения Паустовского. Они не только обогатят словарный запас ребенка, но и сделают его более чутким к окружающему миру.

Научите ребенка пользоваться словарем. Объясните ему, что в словарь можно заглядывать не только при выполнении каких-то заданий. Словарь станет прекрасным помощником в интересных играх. Можно составлять цепочку созвучных слов:

дом — сом — том...

Можно находить слова с одинаковой концовкой, серединой:

звукоряд — подряд — наряд Слова, в которых нужно запомнить написание буквы о или а, или и:

тишина, слышимость, природа...

Слова на какое-то правило, рифмованные и др.

Проходят учебные дни, недели, месяцы. Многие школьники легко поднимаются на каждую ступеньку. А у кого-то как заколдованный круг: и книги читает, и правила учит, и задания выполняет, а результата почти нет. Многие родители и не догадываются, что в этом случае ребенку необходимы корректирующие занятия с логопедом.

Обычно в каждом 1-м классе в 1-м полугодии с детьми знакомится учитель-логопед. Он начинает занятия с ребятами, у которых заметил нарушения речи, письма. Поэтому не удивляйтесь и не считайте эти занятия лишней нагрузкой, даже если при произношении ваш ребенок выговаривает все звуки (мы ведь привыкли только к этой стороне работы логопеда). Вот некоторые типичные ошибки, заметив которые, вы должны насторожиться и отвести ребенка на прием к логопеду, если в школе такое обследование не проводилось.

Ошибки, которые появляются из-за плохого слухового восприятия.

Пропуски букв и слогов — «трва» (трава), «кро-дил» (крокодил), «пинес» (принес).

Перестановка букв и слогов — «очко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила).

Недописывание букв и слогов — «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли).

Добавление в слова лишних букв и слогов — «со-лонышко» (солнышко), «катораые» (которые), «де-дедушка» (дедушка), «птичичичка» (птичка).

Искажение слов — «наотух» (на охоту), «хабаб»(храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька).

Слитное написание слов и их произвольное деление — «выпрыжгнула» (выпрыгнула), «лежитнас-тене» (лежит на стене), «у пала» (упала).

Слитное написание предложений, неумение определить границы предложения в тексте:

«Помогали ребята колхозникам на огороде работали. Выдергивали сорняки и Федя. Работом нарвал. Редискисъел ее».

Замена одной буквы на другую — «хабака» (собака), «сног» (стог), «шапаги» (сапоги).

Нарушение смягчения согласных — «рыс» (рысь), «малки» (мальки), «прали» (пряли).

Ошибки, появляющиеся из-за неразвитости речи ребенка:

Дама и Ваня стираит носки. Дети стояли на высокими табуретки. Три желтенъки спиленачки смотряли на них (Три желтеньких цыпленочка смотрели на них).

Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок:

вхаладильнике — в холодильнике

про несли — пронесли

в зела — взяла

потропинке — по тропинке

Если вам придется заниматься с логопедом, не удивляйтесь, когда ваш ученик начнет сразу приносить хорошие отметки. Ни в коем случае не иронизируйте над ним: «Это тебе за красивые глазки поставили пятерку...» и, конечно же, не прекращайте занятий, обольстившись положительным результатом. Логопед выставляет оценки за желание работать, за активность и усердие ребенка, за количество самостоятельно найденных и исправленных ошибок, а не за малое количество допущенных.

Как научить ребенка проверять выполненную работу:

  • с первых уроков учите ребенка сравнивать написанные им палочки и крючочки с тем, как они написаны у одноклассников, в прописи. При этом пусть он оценивает, у кого лучше, у кого хуже и почему;
  • если ошибка допущена при написании буквы, назовите вместе с ребенком, какой элемент он написал неправильно;
  • при написании слов проверку проводите; закрыв слово листком бумаги. По мере называния слогов листик передвигается вправо, открывая новую часть для проверки;
  • при написании предложений научите сверять количество слов в образце и в написанном предложении, какие слова должны быть написаны с большой буквы;
  • дальше, когда ребенок приступит к написанию больших текстов, следите, чтобы при работе он не забывал при необходимости пользоваться словарем и все еще проговаривал написанное вслух.
Мы не затронули с вами так называемые творческие работы: изложения, сочинения. Работа над ними аналогична работе с текстами по чтению — составление рассказа, пересказ.

Единственное, что хотелось бы сказать, — не поддерживайте стремление ребенка писать сразу начисто. Обязательно покажите ему, что при проверке этих работ всегда найдется, что изменить, что добавить.
Категория: Советы родителям | Просмотров: 1422 | Добавил: irma | Рейтинг: 0.0/0
новости
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Часы
Наш Мурманск
Праздники
Праздники России
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz



  • Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz