Третий
класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя
отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают
действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к
познанию.
Это
во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в
общем интеллектуальном развитии детей в данный период. психологические
исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит
скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения
происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более
интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее
понятиями.
Новые
возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития
других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный
детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития
младших школьников: "Память в этом возрасте становится мыслящей, а
восприятие - думающим".
Активно
развивается и способность ребенка произвольно управлять своими
психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью,
мышлением.
Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми.
Развитие внимания
Хорошо
развитые свойства внимания и его организованность являются факторами,
непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном
возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие
показатели развития внимания.
Специальные
исследования показывают, что различные свойства внимания вносят
неодинаковый "вклад" в успешность обучения по разным школьным предметам.
Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему
внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением
внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Таким образом,
развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость
школьников по разным учебным предметам.
Сложность,
однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в
неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но
даже он резко - в 2,1 раза - увеличивается на протяжении младшего
школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как
распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка
тренировать.
Развитие памяти
Наиболее
распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное
повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при
возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать.
Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в
качественно иных способах работы.
Совершенствование
памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и
усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит
организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания,
логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.
Основой
логической памяти является использование мыслительных процессов в
качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на
понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого:
"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не
одной памятью".
В
качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы:
выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Целесообразно
продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также
раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.
Развитие мышления
Для
того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры
для запоминания, само это действие должно быть первоначально
сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для
запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией
как самостоятельным умственным действием.
Поэтому
особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их
мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению
элементам логического мышления: выделению различных признаков
предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации,
умению давать простейшие определения.
Направляя
усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их
индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп
мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует
забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем
школьном возрасте.
Несмотря
на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство
детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к
художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления
следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием
образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.
Елена ДАНИЛОВА,
кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник
Психологического института РАО,
педагог-психолог школы № 520,
г. Москва