Главная » 2010 » Май » 22 » Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.
20:14
Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их
адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год
обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его
жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности,
незнакомым взрослым и сверстникам.
Более неблагоприятно адаптация
протекает у детей с нарушениями физического и психологического
здоровья.
Наблюдения за первоклассниками показали, что
социально-психологическая адаптация может проходить по-разному.
Значительная часть детей (их обычно 50-60 адаптируется в течение первых
двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок
привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает
друзей.
У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее
настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу,
добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30 требуется больше времени для привыкания к
новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать
игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя,
часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами
(дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются
трудности и в усвоении учебных программ.
И, наконец, в каждом классе
есть примерно 14 % детей, у которых к значительным трудностям учебной
работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного
года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения,
устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать
школу.
Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что
вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются,
мешают проводить урок и пр.
Наиболее напряженными для всех детей
являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой
«острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп
работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого»
периода адаптации.